Дорогие друзья!

Сегодня Республика Крым гостеприимно открывает двери всем гостям и партнерам, демонстрирует свой экономический потенциал и приглашает к деловому  сотрудничеству. У нас есть все основания утверждать, что Крым – самый выгодный регион для инвестирования. Мы открыты для инвесторов, формируем прозрачные отношения власти и бизнеса, устраняем ненужные преграды. С каждым годом количество инвестиций, которые вкладываются в развитие полуострова, постепенно растет: инвесторы по достоинству оценили финансовую привлекательность и экономический потенциал нашего региона.

Высокий уровень образования населения и широкий спектр квалифицированных специалистов в разных сферах позволяет осуществлять деятельность по многим направлениям. Крым обладает значительным потенциалом для создания туристско-рекреационных, агропромышленных и промышленных кластеров. Имеется основа в формировании транспортно-логистических, металлообрабатывающих, туристических, а также в развитии high-tech кластеров, как в информационных системах, так и в биотехнологиях.

Значительное внимание уделяется вопросам разработки механизмов стимулирования инвестиционной деятельности. Проводится подготовка нормативно-правовых документов в соответствии с лучшими практиками привлечения инвестиций в России и за рубежом. Близость к международным рынкам, транзитные возможности крымского полуострова, максимально благоприятные условия для инвесторов позволяют нам видеть Крым в качестве эффективной площадки для реализации масштабных инвестиционных проектов.

Назад

Об основных направлениях развития Крыма в составе России

Структурная интеграция Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации завершена. Региональное законодательство приведено в соответствие с общефедеральным.

Несмотря на непростое наследие «украинского периода», включающее неудовлетворительное состояние большинства основных фондов, а также нарастающее санкционное давление, социально-экономическое положение в Крыму улучшается.

Крым – один из наиболее динамично развивающихся российских регионов. Хотя в настоящее время на полуострове идет процесс «выравнивания» до среднероссийских социально-экономических показателей, темпы роста при этом – одни из самых высоких в стране. Положительная динамика наблюдается почти во всех основных секторах крымской экономики, фиксируется устойчивый рост доходов регионального бюджета, набирает обороты жилищное строительство, есть признаки оживления в промышленности, сельском хозяйстве, укрепляет свои позиции традиционно важный курортно-туристический сектор.

С 2015 г. реализуется рассчитанная на период до 2022 г. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» объемом около 1 трлн рублей. Программа нацелена на устранение диспропорций в региональном развитии, доведение уровня жизни населения и развития экономики Крыма до общероссийского уровня, а также формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста на полуострове, гармонизацию межнациональных отношений, эффективное использование туристско-рекреационного потенциала, формирование сети автомобильных дорог, портов, обеспечение транспортного сообщения с материковой частью Российской Федерации.

На полуострове сохраняется в целом позитивная атмосфера межнациональных и межконфессиональных отношений. Перерегистрация объединений граждан, включая религиозные организации, практически завершена.

Федеральные и региональные власти предметно занимаются обеспечением закрепленных в конституции Республики Крым культурных, религиозных и иных интересов всех национальных меньшинств в Крыму, в том числе крымских татар.

Уровень жизни

С момента вхождения полуострова в состав России реальные зарплаты населения в бюджетном секторе, а также пенсии и пособия в Крыму выросли в 2-2,5 раза и приблизились к общероссийскому уровню. Вместе с тем повысился и уровень цен на основные товары, включая продукты, возросла также стоимость коммунальных услуг, жилья и аренды. С учетом этого, к сожалению, Крым пока остается в «нижней» половине списка по доходам населения среди регионов России. В регионе все еще недостаточно емкий рынок труда, особенно в межсезонье. Форсированное развитие с акцентом на повышение уровня жизни крымчан продолжает оставаться ключевой задачей регионального социально-экономического развития.

Свободная экономическая зона

На территории Крымского полуострова действует Свободная экономическая зона. В рамках ее развития заключено более 250 инвестсоглашений, реализуется 183 проекта с общим объёмом капиталовложений свыше 156 млрд руб., планируется создать 14 тыс. рабочих мест (включая 34 подписанных в 2018 г. инвестсоглашения на сумму 12 млрд руб. с 1,3 тыс. рабочих мест). Сферами наиболее крупных финансовых вложений являются: сельское хозяйство (60 инвестпроектов), строительство (39), промышленность (32), курорты и туризм (26), транспорт (10).

Энергетика

В связи с «энергоблокадой» Крыма со стороны Украины в ноябре 2015 г. были оперативно налажены временные схемы электроснабжения полуострова через «энергомост»: завезены сотни мобильных генераторов повышенной мощности, через Керченский пролив с Кубани проложены энергокабели и парный магистральный газопровод.

К настоящему времени проблема энергоснабжения Крыма успешно решена. В целях достижения постоянного профицита генерирующих мощностей и ликвидации энергозависимости от Украины построены и введены в строй Балаклавская (г. Севастополь) и Таврическая (Симферопольский р-н) ТЭС большой мощности, имеющие каждая по паре импортных газовых турбин (235 МВт). Введена в эксплуатацию Сакская ТЭЦ (с дополнительной мощностью 120 МВт), отличительной особенностью которой является полное отечественное исполнение (впервые в постсоветской истории). В результате реализованных в комплексе масштабных работ Крым вышел из энергетического «пике», условия безопасности в этой сфере значительно улучшились.

Прорабатываются планы в отношении более масштабного развития в Крыму «зеленой» энергетики - прежде всего, гелио- и ветроэнергетики, потенциал которой на полуострове, естественно, достаточно высок (Крымский ветропарк, состоящий в основном из японских и лицензированных украинских агрегатов – самый большой в России).

Транспортная инфраструктура

До сих пор основной поток грузов, включая продовольствие и медикаменты, идет по Керченской паромной переправе, пассажирские перевозки обеспечиваются, прежде всего, авиатранспортом.

В 2018 г. введен в эксплуатацию Международный аэропорт г. Симферополь (в декабре прошлого года ему присвоено имя «Иван Айвазовский»), значительно расширивший возможности наращивания пассажиропотока на полуостров. Новый международный терминал рассчитан на прием до 7 млн человек в год.

В 2015-2016 гг. в Крыму было отремонтировано 520 км дорожного полотна, к 2021 г. планируется модернизировать еще 700 км. Согласно результатам исследований ВЦИОМ 76% водителей отметили улучшение состояния дорог региона, хотя еще в 2014 г. изношенность их покрытия составляла 80%.

На динамике социально-экономического развития Крыма весьма положительно отразилось начало автомобильного сообщения по Крымскому мосту в мае в 2018 г. Придать дополнительный импульс развитию региона призвано строительство через всю территорию с востока на запад четырехполосной автомагистрали федерального значения «Таврида» (Керчь-Симферополь-Севастополь, протяженность – около 250 км, общая стоимость – 130 млрд руб.), а также налаживание регулярного ж/д сообщения по транспортному переходу через Керченский пролив (намечено на осень с.г.).

Водопользование

Для стабильного водоснабжения жителей Крыма запущено 100 км новых трубопроводов, к 2020 г. завершится создание «многониточных» водоводов для пополнения Северокрымского канала и преодоления последствий его перекрытия Украиной. Проект на 32 млрд руб. реализует Минобороны России.

Туристско-рекреационный сектор

Рост туристического потока в Крым, продолжавшийся последние годы, в 2018 г. заметно ускорился и достиг 6,5 млн человек (в «украинский период» полуостров ежегодно посещало около 5,5 млн туристов, в частности, в 2014 г. на полуострове побывало до 4 млн человек). С началом автомобильного сообщения через Крымский мост турпоток вырос примерно на 25%. Существенно изменилась его структура: теперь около 85% – приезжающие на отдых российские граждане (до 2014 г. они составляли лишь половину турпотока).

Изменения в жилищно-строительной сфере

Реализация на полуострове в последние годы крупных проектов в области транспортной и энергетической инфраструктуры обусловила значительный рост динамики строительных работ: ежегодно на 20-25% увеличиваются объемы промышленного строительства, ускоренными темпами ведется сдача в эксплуатацию многоквартирного жилья.

 

Март 2019 года