Дорогие друзья!

Сегодня Республика Крым гостеприимно открывает двери всем гостям и партнерам, демонстрирует свой экономический потенциал и приглашает к деловому  сотрудничеству. У нас есть все основания утверждать, что Крым – самый выгодный регион для инвестирования. Мы открыты для инвесторов, формируем прозрачные отношения власти и бизнеса, устраняем ненужные преграды. С каждым годом количество инвестиций, которые вкладываются в развитие полуострова, постепенно растет: инвесторы по достоинству оценили финансовую привлекательность и экономический потенциал нашего региона.

Высокий уровень образования населения и широкий спектр квалифицированных специалистов в разных сферах позволяет осуществлять деятельность по многим направлениям. Крым обладает значительным потенциалом для создания туристско-рекреационных, агропромышленных и промышленных кластеров. Имеется основа в формировании транспортно-логистических, металлообрабатывающих, туристических, а также в развитии high-tech кластеров, как в информационных системах, так и в биотехнологиях.

Значительное внимание уделяется вопросам разработки механизмов стимулирования инвестиционной деятельности. Проводится подготовка нормативно-правовых документов в соответствии с лучшими практиками привлечения инвестиций в России и за рубежом. Близость к международным рынкам, транзитные возможности крымского полуострова, максимально благоприятные условия для инвесторов позволяют нам видеть Крым в качестве эффективной площадки для реализации масштабных инвестиционных проектов.

Назад

О международных и внешнеэкономических связях

Особое место среди состоявшихся в Крыму мероприятий с иностранными участниками в 2018 г. занял IV Ялтинский международный экономический форум (далее - ЯМЭФ), превратившийся, несмотря на определённые проблемы, в основную площадку для обсуждения перспективных направлений современной крымской тематики в международном контексте. Форум собрал 612 иностранных участников из 71 страны мира. По заявлениям организаторов мероприятия, в рамках форума было подписано 70 соглашений и меморандумов на общую сумму более 162 млрд руб. В рамках IV ЯМЭФ состоялась конференция Международной ассоциации «Друзья Крыма».

Заслуживают внимания регулярные летние и зимние сессии международного Ливадийского форума экспертов в области политологии в рамках ежегодного Международного фестиваля «Великое русское слово».

Республика Крым также продолжает активную работу по установлению межмуниципального сотрудничества с иностранными государствами. По состоянию на 20 декабря 2018 г. были подписаны следующие соглашения о межмуниципальном сотрудничестве:

1. 28.11.2014 г. – соглашение о сотрудничестве между муниципаль-ным образованием г. Керчь и муниципалитетом провинции Реджо-Калабрия (Итальянская Республика);

2. 19.02.2015 г. – соглашение о сотрудничестве между муниципаль-ным образованием г. Феодосия и г. Аспропиргос (Греческая Республика);

3. 19.02.2016 г. – соглашение о сотрудничестве между муниципаль-ным образованием г.Симферополь и г. Александруполис (Греческая Республика);

4. 14.10.2016 г. – соглашение о сотрудничестве между муниципаль-ным образованием г. Симферополь и г. Падуя (область Венето, Итальянская Республика);

5. 23.09.2017 г. - соглашение о взаимоотношениях и сотрудничестве между городами Алушта и Краснодон (ЛHP);

6. 18.12.2017 г. - соглашение об установлении побратимских отношений между городом Феодосия и городом Алчевск (ДНР);

7. 20.12.2017 г. - соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между муниципальным образованием городской округ Саки Республики Крым и городом Снежное (ДНР);

8. 20.12.2017 г. – соглашение о побратимстве между муниципальным образованием Белогорский район Республики Крым и Лутугинским районом (ЛНР);

9. 19 апреля 2018 г. - cоглашение между Администрацией города Ялты (Республика Крым) и муниципалитетом г. Абомей-Калави (Департамент Атлантик, Республика Бенин);

10. 21 апреля 2018 г. - cоглашение об установлении побратимских связей между г. Ялта (Республика Крым) и г. Латакия (Сирийская Арабская Республика);

11. 14 мая 2018 г. - cоглашение об установлении сотрудничества между муниципальным образованием городской округ Евпатория (Республика Крым) и г. Мариньян (департамент Буш-дю-Рог, округ Истр, Французская Республика);

12. 22 октября 2018 г. - cоглашение о сотрудничестве между муниципальным образованием городской округ Евпатория (Республика Крым) и г. Свердловск (Луганская обл., Украина).

По состоянию на 24 декабря 2018 г. город федерального значения Севастополь не имел соглашений с зарубежными партнёрами (иностранными государствами, регионами иностранных государств, международными организациями, иностранными компаниями и/или иностранными общественными организациями). В 2015 г. был подписан меморандум о сотрудничестве Севастополя в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах с греческим городом Коринф. В рамках ЯМЭФ 19 апреля 2018 г. был подписан Протокол о намерениях с Администрацией Массауа (Государство Эритрея). Правительством Севастополя ведётся работа по подготовке к подписанию соглашения о межмуниципальном сотрудничестве с г. Массауа.

В настоящий момент Республика Крым имеет только одно действующее соглашение об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, а именно – Соглашение между Советом министров Республики Крым и Кабинетом министров Республики Абхазия о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве от 15 ноября 2018 г. В рамках реализации Соглашения осуществлен визит официальной делегации РК в Республику Абхазия. Состоялось первое заседание Межправительственной комиссии, по результатам которого Стороны утвердили Регламент Совместной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству, обсудили перспективные направления ее работы и подписали План по развитию сотрудничества на 2019 - 2020 гг.

Советом министров Республики Крым в настоящий момент прорабатывается вопрос о подписании подобного соглашения с Южной Осетией. В рамках IV ЯМЭФ 20 апреля 2018 г. подписан Протокол о намерениях между РК и Республикой Южная Осетия.

Муниципальными образованиями совместно с исполнительными органами государственной власти Республики Крым и Севастополя продолжается работа по «реанимированию» соглашений о межмуниципальном сотрудничестве, заключённых до марта 2014 г.

Однако работа по развитию международных связей субъектов осложняется непризнанием статуса Крыма как части Российской Федерации со стороны многих государств, а также санкционными ограничениями, которые коснулись в значительной степени экономики полуострова.

По данным Крымской таможни ФТС России, внешнеторговый оборот Республики Крым за январь – октябрь 2018 г. продолжил снижаться в денежном выражении и составил $65,3 млн, что на 16,4% меньше, чем за аналогичный период 2017 г. ($78,14 млн).

Следует отметить, что приведенные показатели не точны и не отражают реальное состояние внешней торговли РК, т.к. в связи с введёнными экономическими рестрикциями многие крымские субъекты ВЭД работают через «материковые» компании, что формирует экспортные обороты в других регионах Российской Федерации.

Наибольшая доля товарооборота во внешней торговле РК за 2018 г. приходится на страны СНГ - 63,08% ($41,19 млн), на страны дальнего зарубежья гораздо меньше - 36,92% ($ 24,11 млн). Это свидетельствует об изменении географии внешней торговли РК, т.к. за аналогичный период 2017 г. доля товарооборота со странами СНГ составляла только 44,8%.

При этом в абсолютных величинах товарооборот РК со странами СНГ за январь-октябрь 2018 г. вырос на 17,75% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. ($41,19 млн за январь-октябрь 2018 г. против $ 34,98 млн за январь-октябрь 2017 г.). Наибольший рост товарооборота РК за январь-октябрь 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. зафиксирован с Украиной (+73,86%), что может свидетельствовать о постепенном восстановлении торговых отношений, несмотря на введённую со стороны Украины «блокаду» полуострова.

Внешнеэкономические связи РК за десять месяцев 2018 г. осуществлялись с 53 странами (в аналогичный период 2017 г. – с 60 странами). Основные объемы торговли со странами ближнего зарубежья: с Украиной (27,67% внешнеторгового оборота республики), Белоруссией (24,14%), Арменией (6,44%), Казахстаном (3,12%).

Из стран дальнего зарубежья лидирующие позиции за указанный период были у Турции (10,6% внешнеторгового оборота Республики), Италии (8,94%), Индии (3,71%), Китая (3,62%), Сербии (1,42%).

Объём экспорта товаров за десять месяцев 2018 г. составил $ 19,57 млн, что на 20,77% меньше, чем за аналогичный период 2017 г.

Основная доля в составе экспорта приходится на машины, оборудование и транспортные средства - 57,61%. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) - 16,51%, продукция химической промышленности, каучук - 16,26%, , металлы и изделия из них - 5,62%.

Объем импорта за указанный период составил $ 45,7 млн (на 14,42% меньше, чем за аналогичный период 2017 г.). В товарной структуре импорта преобладают следующие группы товаров: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) - 24,48%; металлы и изделия из них - 15,9%; машины, оборудование и транспортные средства - 15,19%; минеральные продукты - 11,67%; древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 11,2%.

По итогам 2018 г. отрицательное сальдо внешней торговли РК сложилось в сумме $ 26,12 млн.

По данным Севастопольской таможни ФТС России, внешнеторговый оборот города за январь – октябрь 2018 г. продолжил снижаться в стоимостном выражении и составил $ 11,97 млн, что на 28,32% меньше, чем за аналогичный период 2017 г.

В указанный период г. Севастополь осуществлял внешнеторговые операции с партнёрами из 38 страны мира (за тот же период 2017 г. - 33). Экспортировано товаров на $4,16 млн (34,79% от внешнеторгового оборота), импортировано - $ 7,8 млн (65,21%).

Наблюдаемый в течение последних четырёх лет в двух субъектах Федерации спад внешнеторговой активности является результатом введённых против Крыма политических и экономических ограничений со стороны ряда стран Запада. Данные ограничения побуждают участников внешнеэкономической деятельности осуществлять операции через российские компании, расположенные на «материковой» части России, что минимизирует их риски.